Замок Фонтенбло

Замок Фонтенбло был одной из излюбленных резиденций французских королей. Он располагается посреди леса, площадь которого составляет 17 га. В лесу водилось много зверья, и охота всегда была удачной, поэтому французские короли приезжали сюда часто; с удовольствием улучшали архитектурный облик замка и его внутреннее убранство. В результате этого сложилось многообразие дворов и зданий, представляющих широкую панораму архитектурных и декоративных стилей.

Золотые ворота Замка Фонтенбло

Знаменитые золотые ворота замка Фонтенбло! Решётка парадных ворот богато украшена наполеоновскими эмблемами. Два позолоченных свинцовых орла дважды снимались: в 1814 г. и в 1870 г. Вновь окончательно установлены в 1911г.

Замок Фонтенбло находится в 40 км от Парижа. Мы ехали на туристическом автобусе. Поразили дороги, правильнее сказать, национальные автострады. За окном пейзаж (сельскохозяйственные поля) немного напоминает Россию.

Замок располагается вокруг четырёх главных дворов, следующих один за другим в направлении с запада на восток и, занимающих площадь более, чем три гектара.

В настоящее время золотые ворота – это главный вход в замок. Ранее на этом месте находился старинный монастырь, основанный Людовиком Святым.

Мы входим во двор Белой лошади. Название двора происходит от гипсовой скульптуры всадника, вылепленной с античной модели, находящейся в Риме и, представляющей Марка-Аурелия на коне. Сейчас её нет.

Двор Белой лошади Замка Фонтенбло

Этот двор также носит название Прощального в память о церемонии отъезда Наполеона на остров Эльбы, которая состоялась у подножия подковообразной лестницы 20 апреля 1814 года.

Это наша группа туристическая! У всех были разные программы. Так хочется снова оказаться во Франции, ещё раз посетить музеи, посмотреть новые выставки, те залы и экспонаты, которые по тем или иным причинам не были нам показаны.

 

Площадь прощания замка Фонтенбло

Справа немного видна лестница в виде подковы. Дорожки двора, мощёные такими камушками или кирпичами, напоминают мне единственную главную дорогу, которая проходила через мой родной городок. Так как город моего детства навевает мне только самые добрые воспоминания, то эти булыжники и это красивейшее место, всё вместе – всегда будут в моей памяти.

Не знаю почему, но меня восхищают газоны, ровно подстриженные, причёсанные. А на полосе красноватой земли посеяли семена цветов. На этой фотографии лестница в виде подковы видна более чётко. Первая лестница была построена при Генрихе Втором.

двор замка Фонтенбло

Флигель Людовика XV из кирпича и камня на месте бывшего, датируемого XVI веком.

Мы приехали в Фонтенбло с утра. И вот газонокосильщик уже на работе.

 

Во дворе замка Фонтенбло

Флигель Людовика XV. Очень много школьников и даже младших школьников. Ведут себя очень спокойно, не шумят, не кричат, слушаются воспитателей. Я была очень удивлена. И, как правильно, на мой взгляд, что детей в таком нежном возрасте знакомят с историей страны, дают возможность увидеть и прикоснуться к прекрасному.

 

Площадь замка Фонтенбло

Вот такой размах!

Вход в музей Фонтенбло

А вот и вход в музей!

Бюст Людовика Святого в замке Фонтенбло

Здесь всё по-домашнему, без помпы, бюсты короля и королевы Франции. Бюст Людовика Святого.

Французский бюст

Двор Белой лошади Замка Фонтенбло

Слева от лестницы – Часовня Троицы. Часовня – небольшая, очень красивая. Свод оформил художник Мартен Фремине. Его сюжет посвящён истории искупления людских грехов с момента Богоявления Ною и до Благовещания. В центре – Христос на страшном суде. Их окружают иудейские цари и добродетели.

Главный алтарь построен в 1633 году. Надпись выгравирована на фронтоне. Картина в алтаре изображает Святую Троицу в момент снятия с креста (1642г.).

С обеих сторон алтаря установлены статуи святых покровителей королевской семьи: слева – Святой Карл Великий с чертами Генриха IV. Корона, меч Дюрандаль, крест на Державе, лилии на мантии, кружево на тунике, сандалии – позолоченные; справа – Людовик Святой со скипетром и рукой Правосудия. Скульптор Бордони придал статуе черты Людовика XIII . Ещё ребёнком король наблюдал за строительством часовни.

Пол – мраморный с рисунком. Слева и справа – балконы без излишних украшений. Место на них отводилось музыкантам и певцам.

Во время религиозных служб король и королева находились на балконе.

Интерьер Часовни Троицы в музее Фонтенбло

Сегодня хочу вспомнить Галерею Франциска I.

Она расположена в крыле, построенном в 1528 г., для сообщения между королевскими апартаментами и Часовней монастыря Тринитариев, основанного Людовиком Святым в окрестностях замка.

Галерея Франциска 1

Для украшения галереи Франциск Первый приглашает Россо, итальянского художника, последователя Микеланджело. В кругу французских, итальянских, фламандских мастеров живописи и скульптуры Россо развивает новую декоративную систему, соединяя в ней живопись и фреску, скульптуру с отделкой под мрамор и деревянную панель.

Галерея освещается двумя рядами окон по бокам. Её длина составляет 60 метров, а ширина – 6 метров. В 1785 г. во время строительства прилегающего крыла, окна по северной стороне были замурованы.

Саламандра - эмблема Франциска Первого

На панели из отделанного резьбой и позолотой ореха появляется саламандра. Саламандра – эмблема Франциска Первого, символ постоянства человека, умудрённого опытом. Проёмы над панелями галереи украшены фресками в богатых рамах, отделанных под мрамор. в которых в бесконечном многообразии сплетаются человеческие тела и растительные мотивы.

Сатиры мужского и женского пола символизируют пороки

Отделка под мрамор сочетается с фресками, которые она обрамляет. Сатиры мужского и женского пола символизируют пороки (сладострастие), которым предаются невежды. Расположение тел и их впечатляющие объёмы типичны для маньеризма.

Сатир женского пола

Сатир женского пола. На панели орехового дерева, украшенной позолотой Вы видите геральдические символы Франциска Первого.

Сюжет следующей фрески представлен нимфой, обитающей в окрестностях Фонтенбло, в чудесном источнике.

Нимфа обитающая в окрестностях Фонтенбло

Nymphe de Fontainebleau

Иконографическая программа, сотканная из античных сюжетов, также представляет собой размышление на тему морали и религии. Галерея является иллюстрацией правления справедливого короля, избегающего опасностей и стремящегося к миру и согласию.

декор дворцов Франции

Можно рассмотреть геральдические символы: саламандру, горящую в огне и букву «F».

В декоре галереи использовался мотив, который имел основополагающее значение в истории декоративного искусства – это мотив в форме вырезанной кожи. Изображены фрукты: яблоки, груши, виноград, даже бананы, с листочками. Выполнено так, как будто это лепили дети; из светло-коричневого пластилина или глины. Фрукты лежат на развёрнутом папирусе. Расположены под фресками. Необычное сочетание: живопись, кожа, скульптуры под мрамор, нравственные сюжеты.

У меня было ощущение, что волшебная русская поучительная сказка ожила.

Мягкость орехового дерева

Эта панель расположена в самом конце галереи. Можно почувствовать теплоту и мягкость орехового дерева.

Украшение дверей датируется эпохой Людовика XIII

Это вестибюль, который расположен в самом начале подковообразной лестницы. Он был одним из парадных входов в замок, а также обеспечивал королю доступ на трибуну Часовни. Украшение дверей датируется эпохой Людовика XIII.

Франциск Первый появляется в облике добродетельного и человечного принца

Убранство двери, ведущей из галереи в вестибюль.

Хочется ещё раз обратиться к теме фресок. На одной из фресок Франциск Первый появляется в облике добродетельного и человечного принца – победителя. входящего в храм Юпитера в то время, как гибнут те, кто по-прежнему, желают прозябать в невежестве.

На следующей фреске изображён огромный слон. Он украшен геральдическими лилиями. Слон представляет Франциска I. Это животное – образ власти, которая распространяется на всю землю, а также на другие стихии. Воздух символизируется громом Юпитера, вода – трезубцами Нептуна, а огонь – Цербером, трёхголовым псом, охраняющим вход в языческий ад. Перечисленные символы изображены автором у ног трёх персонажей, окружающих слона.

Слон представляет Франциска I

Ещё аллегорический сюжет. Кораблекрушение Аяксов – это один из эпизодов Троянской войны. Он рассматривается как аллегория на опасности, которые король может преодолеть или даже избежать благодаря своим добродетелям.

Тронный зал замка Фонтенбло

При старом режиме здесь находилась спальня короля – главная комната замка. В 1808 г. Наполеон I приказал переоборудовать её в тронный зал замка Фонтенбло.

Тронный зал музея Фонтенбло

Обычно по воскресеньям в тронном зале проходили церемонии представления или присяги. Мебель сохранилась со времени Наполеона. Трон, увенчанный балдахином, два флагштока, эстрада и кресло выполнены по проекту Персье и Фонтена в мастерской Жакоба-Демальтера. Декор относится к различным эпохам.

Декор тронного зала

Центральная часть потолка, нижние панели и двери с фронтонами датируются XVII в., в то время как деревянные отделки, выполненные скульптором Вербектом, относятся к 1752-1754 гг. Портрет Людовика XIII школы Филиппа де Шампэнь укреплён в 1837 г. в память о тех, кто жил при Старом Режиме. К моему сожалению, Вы можете видеть только часть портрета.

Декор тронного зала

В 1810 году Госпожа де Монтескью была здесь официально назначена гувернанткой детей Франции.

Декор тронного зала

Центральная часть потолка. Видны лилии – символ королевской власти.

Галерея Оленей в замке Фонтенбло

Галерея Оленей (74 м. в длину и 7 м. в ширину). В Галерее установлены статуи из бронзы, которые ранее украшали сады и фасады замка Фонтенбло.

Галерея Оленей в музее Фонтенбло

По замыслу Луи Пуассона в ней изображены виды лесов и королевских замков эпохи Генриха IV с высоты птичьего полёта. 10 ноября 1657 г. по приказу королевы Кристины Шведской, в Галерее Оленей был убит её обер-шталмейстер, маркиз де Мональдечи, уличённый в предательстве.

Галерея Дианы в замке Фонтенбло

Галерея Дианы была построена при Генрихе IV. Убранство галереи для королевы посвящается мифу о Диане и победам короля.

Галерея Дианы в музее Фонтенбло

Длина галереи Дианы составляет 80 метров, а ширина – 7 метров. При Наполеоне III она была преобразована в библиотеку. Книжный фонд насчитывает более 17 тысяч томов из бывшей библиотеки Наполеона I, которая ранее находилась в часовне Святого Сатурнина. Глобус выполнен при Наполеоне I в 1810г.

В самом конце зала на фоне окна отчётливо видна ваза. Эта ваза из Севрского фарфора без глазурированного покрытия. Её ваяли 10 лет (1822-1832 гг.). На ней изображена мастерская греческого скульптора Фидиаса со статуей Юпитера.

Библиотека Императора Наполеона

Библиотека Императора.

Галерея Дианы

Сохранилась акварель Т. Аллома «Галерея Дианы в 1839 г.» На ней изображены посетители, любующиеся живописными полотнами, прогуливающиеся по галерее. Стенные украшения частично отражали историю французской монархии.

На акварели ваза стоит на высоком постаменте и окружена металлическими перилами-ограждениями. В настоящее время на этом месте размещён глобус.

Еще записи о Франции